Глоссарий 6 класс

Абстрагирование

Абстрагирование - это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Автоматизация

Автоматизация - это замена части труда человека работой машин (автоматических устройств).

Алгоритм

Алгоритм - это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. Разработчиком алгоритмов является человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные технические устройства.

Алгоритм с ветвлением (ветвление)

Алгоритм с ветвлением (ветвление) - это форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Анализ

Анализ - это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Аппаратно-программный интерфейс

Аппаратно-программный интерфейс - это средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения (ПО) компьютера.

Аппаратный интерфейс

Аппаратный интерфейс - это средства взаимодействия между устройствами компьютера; обеспечивается производителями оборудования.

Блок-схема

Блок-схема - это форма записи алгоритма, в котором используются геометрические фигуры: овал (эллипс) - начало и конец, параллелограмм - ввод и вывод, ромб - принятие решения и прямоугольник - выполнение действия. Стрелки, связывающие эти фигуры, задают порядок выполнения соответствующих шагов.

Взвешенный граф

Взвешенный граф - это граф, вершины или ребра (дуги) которого характеризуются некоторой дополнительной информацией - весом вершины или ребра (дуги).

Восприятие

Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Вспомогательный алгоритм

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм (подпрограмма), по которому решается часть задачи из основной и который, как правило, выполняется многократно; к которому можно обратиться из любого места основного алгоритма (программы).

Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы - это таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Гистограмма (столбчатая диаграмма)

Гистограмма (столбчатая диаграмма) - это диаграмма, которая отражает величины (тип качественных данных) с помощью столбиков, пропорциональных значениям сравниваемых величин.

Граф

Граф - это наглядное средство представления состава и структуры системы. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Если линия направленная (со стрелкой), то она называется дугой; линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее же, называется петлей.

График

График - это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой (динамике изменения данных).

Дерево

Дерево - это граф иерархической системы.

Диаграмма

Диаграмма - это графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении тех или иных величин, об изменении их значений.

Единицы измерения информации
Единицы измерения информации

Информация по умолчанию измеряется в битах, но есть и другие единицы измерения информации:

1 байт = 8 бит;

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта;

1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайта;

1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайта;

1 Тбайт (один терабайт) = 1024 Гбайта.

Естественная классификация

Естественная классификация - это если в качестве ее основания взяты существенные признаки объектов.

Знаковая информационная модель

Знаковая информационная модель - это модель, представленная с помощью знаков различных кодировок (естественный язык, формулы, программы на языке программирования).

Иерархическая система

Иерархическая система - это система, элементы которой находятся в отношениях "является разновидностью", "входит в состав" и других отношениях подчиненности.

Иерархия

Иерархия - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Интерфейс

Интерфейс - это средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами системы "человек-компьютер".

Имя объекта

Имя объекта - это имя, позволяющее отличать его от других объектов. Имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве.

Имя файла

Имя файла - состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения. Расширения необязательны, но они широко используются: расширение позволяет пользователю, не открывая файл, определить, какого типа данные (программа, текст, рисунок и т.д.) в нем содержатся.

Информатика

Информатика - это наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

Информационная модель

Информационная модель - это модель, отражающая информацию об объекте-оригинале с помощью знаков различных кодировок. Набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте или процессе.

Информация

Информация - это сведения об окружающем нас мире, независимо от формы их представления.

Искусственная классификация

Искусственная классификация - это если в качестве ее основания взяты несущественные признаки объектов.

Исполнитель

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд (СКИ).

Исполнитель Чертежник

Исполнитель Чертежник - это исполнитель, который предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

Класс

Класс - это подмножество объектов, имеющих общие признаки.

Классификация

Классификация - это деление множества объектов на классы. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называется основанием классификации.

Компьютерные объекты

Компьютерные объекты - это файлы (документы и приложения), папки.

Корень дерева

Корень дерева - это вершина, не имеющая предков.

Круговая диаграмма

Круговая диаграмма - это диаграмма, отражающая величины (в сравнении), которые в сумме образуют 100%.

Линейный алгоритм

Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом.

Листья

Листья - это вершины, не имеющие порожденных вершин (потомков).

Математическая модель

Математическая модель - это модель, построенная с использованием математических понятий и формул.

Множество

Множество - это совокупность, набор, коллекция объектов.

Моделирование

Моделирование - это метод познания объектов окружающего мира, состоящего в создании и исследовании моделей.

Модель

Модель - это "объект-заместитель" реального объекта, отражающий его существенные признаки.

Натурная (материальная модель)

Натурная (материальная модель) - это модель, отражающая внешние существенные признаки объекта-оригинала.

Обобщение

Обобщение - это мысленное объединение однородных объектов.

Образная информационная модель

Образная информационная модель - это модель, представляющая собой зрительные образы объектов.

Объект

Объект - это любая часть окружающей дествительности (предмет, процесс, явление), вспринимаемая человеком как единое целое. Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки: свойства, действия, поведение, состояния.

Операционная система (ОС)

Операционная система (ОС) - это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем.

Определение понятия

Определение понятия - это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Ориентированный граф

Ориентированный граф - это граф, вершины которого соединены дугами.

Основание классификации

Основание классификации - это совокупность общих существенных признаков множества объектов.

Отношение

Отношение - это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты.

Ощущения

Ощущения - это отдельные свойства объектов окружающего мира, кторые действуют на наши органы чувств.

Персональный компьютер (ПК)

Персональный компьютер (ПК) - это система, включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обеспечения (ПО) и информационных ресурсов.

Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс - это средства взаимодействия человека и компьютера.

Понятие

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Представление

Представление - это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Программа

Программа - это алгоритм, записанный на языке, понятном испонителю.

Программный интерфейс

Программный интерфейс - это средства взаимодействия (совместимости) программ между собой, а также программного обеспечения (ПО) и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения (ПО).

Прототип или оригинал

Прототип или оригинал - это исходный объект с которого строится модель.

Синтез

Синтез - это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Система

Система - это когда рассматривают сложный объект с точки зрения системного подхода, а его части называют компонентами (элементами) системы.

Система команд исполнителя (СКИ)

Система команд исполнителя (СКИ) - это команды, которые может выполнить конкретный исполнитель.

Системный подход

Системный подход - это подход к описанию сложного объекта, при котором не просто называют его составные части, но и рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние.

Смешанная информационная модель

Смешанная информационная модель - это модель, одновременно использующая образные и знаковые элементы.

Сравнение

Сравнение - это мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Структура

Структура - это порядок объединения элементов, состовляющих систему.

Суждение

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Схема

Схема - это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.

Таблица

Таблица - это форма представления информации для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

Таблица типа «объекты-объекты-один»

Таблица типа «объекты-объекты-один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты-свойства»

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Умозаключение

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.

Файл

Файл - это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Формальный исполнитель

Формальный исполнитель - это исполнитель, который одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.

Формальный исполнитель характеризуется:

  1. Круг решаемых задач. Каждый исполнитель создается для решения определенного класса задач.
  2. Среда исполнителя - область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.
  3. Система команд исполнителя.
  4. Система отказов исполнителя. Отказ "не понимаю" возникает тогда, когда исполнителю подается команда, не входящая в его СКИ. Отказ "не могу" возникает тогда, когда команда из СКИ не может быть им выполнена в конкретных условиях среды.
  5. Режимы работы исполнителя. Непосредственный режим - это режим в котором исполнитель ожидает команд от управляющего объекта и немедленно выполняет каждую поступившую команду. Программный режим - это режим в котором исполнителю сначала задается полная последовательность команд (программа), а затем он выполняет все эти команды в автоматическом режиме.

Циклический алгоритм (алгоритм с повторениями, цикл)

Циклический алгоритм (алгоритм с повторениями, цикл) - это форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повтораяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.

Чувственное познание

Чувственное познание - это познание окружающего мира, которое осуществляется органами чувств человека.

Элемент множества

Элемент множества - это объекты, составляющие некоторое множество.