Цели:

  1. Познакомиться с арифметическими операциями и основными математическими функциями;
  2. Получить навыки записи математических выражений на языке PascalABC.net;
  3. Ввести в компьютер простейшие программы с использованием оператора writeln().

Арифметические операции

Операция Действие Тип операндов Тип результата Пример Результат
+ сложение целый, вещественный целый, вещественный S := a+b
(а=14, b=4)
S = 18
- вычитание целый, вещественный целый, вещественный S := a-b
(а=14, b=4)
S = 10
* умножение целый, вещественный целый, вещественный S := a*b
(а=14, b=4)
S = 56
/ деление целый, вещественный целый, вещественный S := a/b
(а=14, b=4)
S = 3.5
div целочисленное деление целый целый S := a div b
(а=14, b=4)
S = 3
mod остаток от целочисленного деления целый целый S := a mod b
(а=14, b=4)
S = 2

Нет возведения в степень. Если степень целая, её заменяют умножением: а3 ↔ S := a * a * a

Для возведения числа в произвольную степень используется следующее соотношение: xy = eln(x) = ey * ln(x), тогда xy = exр(y*ln(x))

Основные математические функции

Обозначение Тип аргументов Тип результата Действие
abs(x) целый, вещественный целый, вещественный модуль числа x
sin(x) вещественный вещественный функция синус числа x
cos(x) вещественный вещественный функция косинус числа x
ArcTan(x) вещественный вещественный арктангенс числа x
pi - вещественный π
exp(x) вещественный вещественный ex
ln(x) вещественный вещественный функция натурального логарифма
sqr(x) вещественный вещественный x2
sqrt(x) вещественный вещественный √x
int(x) вещественный вещественный целая часть числа x
frac(x) вещественный вещественный дробная часть числа x
round(x) вещественный целый округление числа x
trunc(x) вещественный целый отсекание дробной части числа x
random - вещественный случайное число от 0 до 1
random(N) целый целый случайное число от 0 до N

Операции отношения

= - равно

<> - неравно

< - меньше

> - больше

<= - меньше или равно

>= - больше или равно

Оператор присваивания

Знак := называется оператором присваивания.

Например:


                Y := 5;
                X := sqr(Y) + 3;
            

Это означает следующее: переменной Y присвоить значение 5, а переменной X присвоить значение 52 + 3 = 28.

Идентификаторы

Идентификаторы в PascalABC.net - это имена констант, переменных, меток, объектов. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой (или знаком подчёркивания), за которой следуют буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.

Оператор вывода информации

Для вывода информации на экран компьютера используется оператор:

write() или writeln()

В скобках записываются данные, которые необходимо вывести на экран.

Вопросы для повторения:

  1. Чем отличается операция / от операции div?
  2. Существует ли в PascalABC.net операция возведения в степень?
  3. Что должно быть записано слева от оператора присваивания?
  4. Что может быть записано в правой части оператора присваивания?
  5. Может ли слово Apple являться переменной?
  6. Что такое переменная?
  7. Что такое идентификатор?
  8. Почему знак умножения необходимо записывать явно (нужно писать f * w, а не fw)?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Вычислите:
    1. a := 78 mod 5
    2. b := 97 div 9
    3. c := 13 mod 7
    4. kl := (50 div 4) mod 5
    5. fl := 82 mod (30 div 7)
  2. Вычислите:
    1. z := sqr(9)
    2. w := sqrt(9)
    3. x := abs(-7)
    4. y1 := int(5.7)
    5. y2 := trunc(5.7)
    6. y3 := round(5.7)
    7. k := frac(5.7)
    8. sl := 2 + pi
    9. pr := sqr(sqrt(8))
  3. Какие из предложенных ниже записей являются идентификаторами, а какие нет?
    1. w9
    2. 9w
    3. y(17)
    4. alpha
    5. y#kl
    6. _kl
    7. f_h
    8. my prog
    9. div
    10. date_27
    11. MyNameSerg
  4. Загрузите PascalABC.net. Введите записанную ниже программу в компьютер. Просмотрите, какие разделы присутствуют в программе. Выполните программу.
    
                            program My_prog1;
                            const
                               s='Моя первая программа';
                            Begin
                                write(s);
                            End.
                        
  5. Введите записанную ниже программу в компьютер. На основании этого примера (дописывая и удаляя ln) попробуйте разобраться в чём отличие между операторами write() и writeln()
    
                            program My_prog2;
                            var
                                a:integer;
                                b,c:real;
                            Begin
                                a:=-64;
                                b:=sqrt(abs(a));
                                c:=int(pi);
                                writeln('b=',b);
                                writeln('c=',c);
                            End.
                        
  6. Составьте программы для вычисления следующих формул:
    1. z = 3 + x2 - 3x3
    2. d = x (sin(x) + cos(x2) + |x|)
    3. l = 2 π r
    4. k = 1 + |y-x|3 + |y-x| / (x+1)